Использование кейс-метода в изучении экономических дисциплин

В В Е Д Е Н И Е В образовании студентов высших учебных заведений все большее внимание уделяется активным методам обучения, которые лежат в основе практической подготовки к эффективной профессиональной деятельности. В системе активных методов важное место занимает кейс-метод, основная задача которого заключается в том, чтобы детально и подробно отразить профессиональную ситуацию проблему и организовать деятельность студентов по ее анализу и разрешению. Другими словами — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Суть его в том, что студентам предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, навыков и умений у обучаемых, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. В общем виде кейс — по своей учебной сущности — это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить профессиональную ситуацию.

Ваш -адрес н.

Создание и использование учебных кейсов в российском бизнес-образовании И. Они вбирают в себя широкий комплекс как научных, так и педагогических практик, основанных на анализе конкретных ситуаций, случаев из реальной жизни. В настоящей статье речь идет об учебных кейсах , т. Учебные кейсы создаются на основе использования самых разных источников информации:

Приводятся рекомендации по анализу, обсуждению кейсов, оценке ответов студентов на задания, основанные на кейсах Ключевые слова: кейс-метод , анализ деловых ситуаций, методы методические и практические рекоменда- бизнеса. Журнал Harvard Business Review в каждом номере публикует.

Использование кейс-метода в образовательном процессе. Актуальность кейс метода обусловлена тем, что нередко выпускники учреждений профессионального образования, имея достаточно высокий уровень теоретических знаний, с трудом справляются с выполнением элементарных практических заданий. Метод кейсов начинает внедряться в практику обучения студентов вузов и учреждений среднего профессионального образования, а также в школьную практику.

Однако педагоги пока недостаточно четко осознают сущность и дидактические возможности данного метода. Это связано с тем, что в литературе существуют различные подходы к толкованию метода, а рекомендаций по его применению и конкретных методических разработок недостаточно. Непосредственная цель кейс-метода—совместными усилиями обучающихся проанализировать конкретную производственную или жизненную ситуацию и выработать практическое решение; завершение процесса — оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод - наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесу за рубежом.

Среди этих технологий важное место занимает использование в процессе обуче- ния специально подготовленного учебного материала, содержащего структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики бизнеса. В процессе подготовки методических рекомендаций использованы как известные публикации отечественных и зарубежных специалистов в области бизнесобразования, так и личный опыт автора, накопленный в процессе преподавания, разработки [ , , , ; Гладких, Старов, ] и подготовки к публикации [Изменение внешней среды…, ; Стратегическое управление российскими…, ] учебных кейсов.

Изучение проблемных ситуаций позволяет реализовать индуктивный подход к обучению. Имея определенную базу знаний, обучающиеся движутся от частного к общему. Они не только приобретают навыки исследования, анализа и принятия решений, но и выходят на требуемый уровень обобщения, что позволяет использовать полученный таким образом опыт в своей будущей деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ КЕЙСОВ* описание ситуаций, заимствованных из реальной практики бизнеса. «Кейс -стади»(кейс-метод)можно определить как методически материала для тех преподавателейбизнес-дисциплин,которые не только.

Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов. Получает кейс и список рекомендуемой литературы. Индивидуально готовится к занятию. Организует предварительное обсуждение кейса. Делит группу на подгруппы. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

Принимает или участвует в принятии решений. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций

Одной из современных педагогических технологий, направленных на организацию инициативной творческой работы студентов, является кейс-технология. Для решения данных задач использовался следующий комплекс методов исследования: Теоретико-методологическую базу выпускной работы составляли:

Методические рекомендации для преподавателей по созданию кейсов как средства . 3) изучить специфику применения метода кейсов в вузе; работу по его использованию на семинарском занятии по дисциплине «Ме- . 4) умения оценивать результаты педагогической деятельности: самоана-.

- установлен ный, зафиксированный Иллюстративные учебные ситуации-кейсы, цель которых — на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации Преподаватель задает, определяет проблему Кейс содержит готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме Обучающимся предлагается высказать свои мнения.

Аналитический кейс информационный - . - присущий, свойственный, связанный учебные ситуации — кейсы с формированием проблемы, в которых описывается учебная условная ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы. Цель такого кейса — диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме Преподаватель задает, определяет проблему Кейс содержит несколько вариантов решения и некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса Эвристический кейс - .

- проблема, проблемная ситуация прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса — поиск путей решения проблемы. Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель Преподаватель готовит начальный кейс.

Обучающиеся его дополняют, при необходимости Кейс содержит некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр. Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса. Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией Исследовательский кейс - . - исследование учебные ситуации — кейсы без формулирования проблемы, в которых описывается более сложная, ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.

Цель такого кейса — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют Кейс содержит некоторое количество информационных текстов по рассматриваемой проблеме Обучающиеся предлагают собственное решение.

Публикации о кейс-методе

Студенты выполняют расчеты, проверяют расчеты совместно. Анализируя результаты, могут быть получены разные решения. В нашем случае применение кейс-метода выступает как разновидность проектной технологии. Рассматривать конкретные ситуации можно для закрепления навыков расчета.

С года началось внедрение кейс-метода в Гарвардской школе бизнеса. Применение метода case-study при преподавании экономических дисциплин Необходима экспертная оценка специальностей, учебных дисциплин и их . Разработка методических рекомендаций по использованию кейса в.

История создания технологии и ее рецепции в российском образовании. Основные функции и характеристики кейс-технологии. Учебный кейс как интерактивный метод вовлечения учащихся в решение конкретных проблем. Теоретический блок по теме Метод разбор конкретных ситуаций является одним из вариантов применения в практике образования современных педагогических технологий, нацеленных на решение задач ФГОС. Кейс-технологии С - технологии, основанные на комплектовании наборов кейсов текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения с возможностью консультации у преподавателя и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.

Анализ конкретных учебных ситуаций — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: Кейс - е — учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в году. Первые подборки кейсов были опубликованы в году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе.

Метод наиболее широко используется в обучении экономике, менеджменту и бизнес -наукам за рубежом. В настоящее время сосуществуют две классические школы - — Гарвардская американская и Манчестерская европейская. В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая — предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему страниц текста, плюс страниц иллюстраций , европейские кейсы в 1, раза короче.

Кейс-технология в современной педагогической практике

Анализ конкретных учебных ситуаций — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: Метод - как современная технология профессионально-ориентированного обучения Источник: Метод конкретных ситуаций метод - относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Непосредственная цель метода - — совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию — , возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса — оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод - наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в году.

В России метод кейс-стади стали применять в обучении с х гг. в МГУ, затем в дисциплин с использованием кейс-метода является особенно значимым, так социальные умения (оценка поведения людей, умение слушать, 2 Гладких, И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов.

Экономика Без бухгалтерии не обходится ни одно предприятие, фирма, компания, будь то детский сад или машиностроительный завод-гигант. Эта специальность входит в число самых востребованных. Однако, если раньше работодателю был нужен бухгалтер только с большим опытом работы и за минимальную зарплату, то в последнее время ситуация изменилась.

В современных экономических условиях возрастает потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах. В последнее время уделяется значительное внимание созданию условий для развития личности, повышения качества и уровня профессиональной подготовки. Поиск путей повышения качества готовности специалистов к профессиональной деятельности привел к созданию деятельных технологий, направленных на моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе.

Учетные дисциплины, изучаемые в ходе подготовки специалиста-бухгалтера, такие как,"Бухгалтерский учет","Налоги и налогообложение","Аудит" и другие подвержены постоянным изменениям. Эти изменения вызваны реформированием бухгалтерского учета, введением новых законодательных актов в области учета и налогообложения, поэтому необходимо обучать студентов тому, как вести себя в новых условиях. Использование кейс-метода при изучении экономических дисциплин позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение.

С методической точки зрения кейс - это специально подготовленный учебный материал, содержащий структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики бизнеса [2]. Использование в учебном процессе кейс-метода позволяет развивать следующие навыки: Умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Использование на практике методов и принципов.

Поиск творческих решений в ситуациях, которые нельзя разобрать логическим путем.

«Метод (разбор конкретных ситуаций):

Технология конструирования кейсов Выделяют следующие этапы создания кейсов: Определить цель создания кейса, например обучение эффективным коммуникациям внутри предприятия. Для этого можно разработать кейс по конкретному хорошо известному предприятию, описав его коммуникации, используемые менеджерами для организации работы с персоналом внутри фирмы.

Идентифицировать цели конкретную реальную ситуацию на фирме в секторе экономики.

В статье актуализирована проблема применения кейс-метода как современной анализа, даны рекомендации по выбору типа кейсов для использования в учебном дисциплинам, а главное – для формирования у них необходимых По типу методической части можно выделить вопросные кейсы (при.

Интерпрессервис; Книжный Дом, : . Исторические истоки кейс-технологий обучения лежат в глубокой древности. Еще Сократ считал, что знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потому не так долговечно, как продукт собственного мышления. В учебном процессе кейс-технологии впервые были применены в году в школе права Гарвардского университета. С года началось внедрение кейс-метода в Гарвардской школе бизнеса.

Помимо традиционных форм обучения лекции и практические занятия в учебный процесс были введены занятия, проводимые в форме дискуссии со студентами по разбору конкретных ситуаций в реальной управленческой практике.

Кейс-метод в бизнес-обучении

В условиях реализации стандартов третьего поколения приоритетной задачей педагогов СПО становится формирование общих и профессиональных компетенций субъектов образовательного процесса через интеграцию современных педагогических и информационных технологий. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как креативность, умение принимать самостоятельные решения, самосовершенствоваться, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами.

Конкурентоспособность специалиста на рынке труда оценивается его умением применять полученные знания, умения и навыки для решения профессиональных задач и возникающих ситуаций. Реализуя образовательную программу профессионального учебного заведения, важно координировать тематическое наполнение образовательных событий, мероприятий, рабочих программ с будущей специальностью выпускников.

Современные образовательные технологии предлагают инициативному педагогу широкий выбор разнообразных методов и приемов для реализации требований новых стандартов. Моей задачей стал непосредственный выбор технологии, которая позволила бы адаптировать ее к требованиям стандартов нового поколения с учетом специфики обучения иностранным языкам в системе СПО.

Гладких, И. В. Разработка учебных кейсов: методические рекомендации для преподавателей бизнес-дисциплин. Екимова, В. И. Кейс-метод в высшей школе: проблемы применения и оценки эффективности / В. И. Екимова // Современная зарубежная психология. М.: Междунар. ун-т бизнеса и упр.,

.

Case Interview Workshop

Posted on